История школы

Инновационная деятельность

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 428

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История школы

Гимн школы

1

От центра в стороне стояла наша школа

Плыл детства голубок в заоблачных мирах.

По праздникам у нас звучала радиола

И танцевали мы на школьных вечерах.

Припев:

Школа, ты не старишься,

Никогда не старишься,

И шумят под окнами

Те же тополя.

Вечной дружбой связаны

Школьные товарищи

И учителя.

2

В музей или в кино ходили мы всем классом.

И чья-нибудь беда была для всех беда.

Любой из нас не зря друзьям с восторгом клялся,

Что школу позабыть не сможет никогда.

Припев.

3

С ошибками порой диктанты мы писали.

И формул чехарда давалась нам с трудом.

Но только мы тогда еще не знали сами,

Что детство вспоминать захочется потом.

Припев.

 

ШКОЛА КРАСНАЯ - ШКОЛА НЯНЬ

Между Гатчинским шоссе и парком возвышается привлекательное трехэтажное здание из красного кирпича, которое горожане с любовью называют «школа красная». Именуют его так не только из-за цвета строительного материала, но и за славное прошлое и настоящее. Здание построено архитектором Сильвио Данини в 1904 году по распоряжению императора Николая II как «школа нянь». Это был центр подготовки специалистов по уходу и воспитанию детей и подростков под попечительством Государыни Императрицы Александры Федоровны.

 

СИЛЬВИО ДАНИНИ

Род Данини происходил из города Мантуя, который расположен в Северной Италии, в 150 километрах от Милана. Мантуя по праву считалась одной из столиц Возрождения. Сюда, по преданию, был изгнан шекспировский Ромео, и тут же, в гонзаговском дворце, происходит трагическая история, послужившая сюжетом оперы «Риголетто» великого композитора Джузеппе Верди.

Отец архитектора Сильвио Данини Амброджио родился в Мантуе 12 августа 1807 года. С детских лет Амброджио владели две великие страсти: учеба и музыка. Он увлеченно изучает музыку и пение, страстно любит оперу, учится у знаменитых преподавателей пения. 5 мая 1832 года он дебютирует в главной роли в Королевском театре Пармы. Очень скоро пришла к нему большая слава. В 1840 году он подписывает контракт на 1-2 года на первого тенора в Одесском театре оперы и балета. Эти гастроли на русской земле превратились в добрые 32 года.

В 1844 году Амброджио оставляет сцену (из-за первых симптомов астмы) и посвящает себя преподаванию.

В 1846 году Данини вступает в законный брак с француженкой Эмилией Кентон. У них родилось семеро детей. В 1860 году Данини участвует в конкурсе на кафедре итальянского языка в Харьковском императорском Университете 5 и получает звание профессора. Из Одессы семья переезжает в Харьков, и там в 1867 году родился младший сын Сильвио.

После смерти отца семья переезжает в Полтаву, где Сильвио учится в гимназии и зарабатывает на жизнь преподаванием и репетиторством, а в 1886 году уезжает в Санкт-Петербург и поступает в Академию художеств. В 1892 году с малой золотой медалью он закончил Академию и был приглашен помощником к известному архитектору Красовскому. Им поручают перестроить северо-западное крыло Зимнего дворца для будущего императора Николая II. После успешного выполнения этой работы перед Данини открывается путь к блестящей карьере. В 1896 году С. А. Данини получает назначение архитектором Царскосельского дворцового управления. В эти годы он встречает женщину своей судьбы, Веру Штукенберг, и женится на ней. У них рождается четверо детей. Работал в Царском Селе, выполнял заказы императора, ратуши и частных лиц, за 21 год своей неутомимой деятельности он оставил заметный след в облике нашего города.

После революции работал в Детском Селе, Гатчине, на Свирьстрое, в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки, 102. Самая значительная работа 30-х годов, его «лебединая песня»— отделка интерьеров Дома Советов (Московский проспект, 22). Данини умер от голода и лишений в блокадном Ленинграде 11 января 1942 года и похоронен на Волковском кладбище в склепе родителей его жены. Памятник из красного гранита для родителей был изготовлен по проекту Данини. Вот этот памятник стоит и сейчас над могилой архитектора.

 

При проектировании и строительстве школы были воплощены в жизнь самые передовые идеи выдающегося врача-педиатра К. А. Раухфуса, который являлся в то же время попечителем школы. Врач и архитектор работали сообща, спланировав удобные комнаты, мебель, предусмотрев освещение и санитарные удобства, а также обширный сад с многочисленными лужайками, укутанными кустами сирени, жасмина, шиповника, и живописными цветочными клумбами.

Школа построена в стиле, который для Царского Села может именоваться «данинианским», по фамилии именитого и плодовитого архитектора. План здания асимметричен, стены облицованы красным кирпичом, красная черепичная крыша, ризалиты, эркеры и башенка улучшали освещенность комнат.

Двухэтажное здание школы разделено на три части: в средней части - классные комнаты, левое крыло принадлежало приюту, в правом крыле - помещение для нянь. На третьем этаже, мансарде, находился лазарет. В отдельной одноэтажной пристройке располагались кухня, гладильня, кладовые, помещение для прислуги, столовая для нянь. В подвале находилась прачечная, а также центральное отопление. При школе функционировала молочная ферма на 6 коров.

 

Жизнью доказано, что воспитание детей — дело сложное и ответственное, требующее специальных знаний и особого призвания. Судьба подрастающего поколения тесным образом связана с безукоризненным уходом и питанием в первые годы жизни ребенка. Ошибки в этом направлении отражаются часто на всей последующей жизни человека. Вот почему рациональное обучение нянь и должно было иметь в виду преимущественно этот период жизни детей. Школа нянь в Царском Селе ставила своей целью подготовку девушек, знакомых с требованиями гигиены, психологии и педагогики в работе с детьми и подростками. Школа была рассчитана на 50 воспитанниц, а состоявший при ней приют – на 50 детей. В приют принимались дети от первых дней жизни до двух лет и оставались в приюте до семи лет. В число воспитанниц принимались девицы в возрасте не моложе 16 лет и ставились на полное содержание. Курс был рассчитан на два года, после его окончания воспитанницам выдавались, смотря по успехам, аттестат или свидетельство. Каждая воспитанница имела своего питомца, за которым ухаживала два года. В гигиеническом отношении приют был обставлен образцово. С целью обезопасить детей от переноса заболеваний каждой кроватке придавался отдельный инвентарь предметов ухода.

В течение пяти лет школой заведовала внучка великого поэта - Ольга Александровна Пушкина, женщина очень одаренная и образованная, свободно говорившая на шестнадцати языках.

Создание школы нянь стало определенной ступенью в развитии педагогического образования в России и положило начало такой профессии, как гувернантка. Школа существовала до 1914 года, до начала Первой мировой войны. С 1914 по 1917 год здесь был госпиталь, ас 1917 по 1941 год - детский санаторий для детей с ослабленным здоровьем. Во время Великой Отечественной войны здание школы было разрушено. К его восстановлению приступили лишь в 1958 году, причем облик здания был полностью изменен.

 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ВОСЬМИЛЕТНЯЯ ШКОЛА № 409

1 сентября 1960 года в восстановленном здании открылась общеобразовательная восьмилетняя школа.

 

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

ХОЦКО Григорий Панкратьевич

1960—1963

«Он запомнился нам молодым, высоким, худощавым, в темном костюме. Строгий. Жил он при школе. В кабинете у него стояло кожаное кресло. У него было много увлечений».

ЖИЗНЬ ШКОЛЫ:

«Линейки. Один раз в неделю после уроков проводились линейки. На них приходили все ученики и учителя. О чем говорили на линейках? Обо всем. Об успеваемости, поведении. Приводили в пример случаи из школьной жизни.

Перемены. Во время перемен ребята бежали в актовый зал. Наша школа одной из первых стала обучать учеников бальным танцам. А преподавала их балерина Мариинского театра Евгения Устиновна Штеллер. А из пионерской комнаты раздавались звуки горна и барабана.

Школьный сад. Это одно из увлечений Григория Панкратьевича. Там, где сейчас находится водохранилище, он с помощью ребят разбил грядки. Росли кабачки, подсолнухи и другие овощи. Построили теплицу. Сад был гордостью школы.

Под руководством директора учащиеся школы разводили кроликов. Ребята собирали желуди, чтобы ими кормить кроликов».

 

«Григорий Панкратьевич действительно весь отдавался благоустройству новой школы, пропадал на работе чуть ли не целыми сутками, возвращался домой поздно. Он налаживал учебный процесс в школе, в этот период активно знакомился с опытом работы самых передовых школ Ленинграда. Дома его настольной книгой была “Педагогическая поэма” А. С. Макаренко. С увлечением благоустраивал не только здание, но и территорию школы, личным трудом показывал пример учащимся. При нем кипела и общественная жизнь в школе».

ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ Г. П. ХОЦКО

1961 год

24 апреля, понедельник.

Начали подготовку строительной площадки под теплицу. Убрали бетонные плиты от помойки. Работали автокран и шефы.

25 апреля, вторник.

Сажали липы — 20 штук с 8-м классом. Экскаватор «Беларусь» убирал верхний грунт со стройплощадки.

26 апреля, среда.

Экскаватор «Беларусь» завода 335 снимал верхний грунт, начал рыть канаву в саду. Вечером пришел большой экскаватор.

27 апреля, четверг.

Большой экскаватор завода разобрал завал помойки. Вывезено 4 машины (неразборчиво).

28 апреля, пятница.

Большой экскаватор завода убирал верхний грунт под теплицей и балласт от ледника.

9 апреля, суббота.

Экскаватор поработал немного и ушел на праздник

1 мая, понедельник.

Простой из-за отсутствия техники.

2 мая, вторник.

«Беларусь» убрал шлак со строительной площадки.

3 мая, среда.

Работали солдаты, рыли траншею.

4 мая, четверг.

«Беларусь» вырыл одну канаву.

5 мая, пятница.

Пришел большой экскаватор и целый день налаживался. Родители копали траншею.

6 мая, суббота.

Экскаватор целый день налаживался и испортился.

8 мая, понедельник.

Простой без техники. Экскаватор отправили на завод.

9 мая, вторник.

8-й класс рыл траншею вручную и заложил первую машину бетона в фундамент, в первом углу — с письмом.

10 мая, среда.

6-й класс рыл траншею и заложил две машины бетона на 1-ю стенку фундамента.

11 мая, четверг.

Простой из-за дождя. Работали родители.

12 мая, пятница.

Родители закончили рытье траншеи под фундамент, подтаскивали... (неразборчиво)

13 мая, суббота.

Заложили 3 машины бетона в фундамент. Работали родители и 5 человек из 8-го класса.

 

P.S. Мало кому известно, что в школе некоторое время (с 14 ноября 1960 года по 1 сентября 1961 года) преподавала русский язык и литературное чтение в 7-х классах дочь Григория Панкратьевича Наталия Григорьевна Хоцко, тогда еще студентка историко-филологического факультета Педагогического института имени Герцена. На своих уроках она использовала разнообразные методы и творческие работы, вовлекала учащихся в активную мыслительную деятельность. Письменный экзамен по русскому языку выдержали все ее ученики.

Н. Г. Хоцко

 

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

УСТЮЖАНИНОВ ЛЕВ ВАСИЛЬЕВИЧ

1963-1971

«Замечательный человек! Мягкий, добрый, веселый, внимательный к детям и учителям. Великодушный и справедливый».

Вкладывал душу в организацию предметного обучения учащихся. Инициативный работник по административной и хозяйственной части. Много внимания уделял оборудованию и переустройству здания. После Григория Панкратьевича сумел продолжить создание цельного и плодотворного педагогического коллектива. Особое внимание обращал на формирование и развитии природных данных учащихся по выбору профессии.

ЖИЗНЬ ШКОЛЫ:

Лето. Трудовой отряд. Людмила Ивановна. Она собирала до 40 желающих, и они все ехали в Елизаветино под Гатчиной. Утром пололи сурепку, а вечером устраивали соревнования, проводили игры. Пили парное молоко и засыпали «мертвым сном». Иногда ходили встречать рассвет на лесной поляне. Так было романтично!

Школьный хор.

Кружок по изобразительному искусству и лепке. Вела его Майорова Нина Михайловна. Желающих заниматься у нее было очень много.

Сатирическая газета. Выпускала ее учитель литературы Осецкая Роза Ивановна. И делала она это со своими «трудным», состоявшим из 43 учеников, классом

Открытие школьной библиотеки. Библиотекарем была Дубовик Нина Павловна.

1968 год. В школе начат капитальный ремонт. Ученики ходили заниматься двухэтажное здание рядом с Софийским собором. А Мария Ивановна Естешкина и Екатерина Романовна Муратова учили малышей в здании домоуправления.

Школа меняла облик. Надстроили третий этаж. Построили прекрасный спортивный зал, мастерские, новые светлые кабинеты.

1 сентября 1971 года был организован праздник для всего микрорайона открытие новой школы.

Под звуки духового оркестра учащиеся вошли в новую, только что отремонтированную школу, а в 1972 году школа перешла на кабинетную систему.

 

ПИДОРЕНКО Лариса Исаевна

1971—1974

ЖИЗНЬ ШКОЛЫ:

Правило в школе — «С двойкой не уходить домой. Исправить сегодня». Это правило было заведено Ниной Федоровной Семеновой, учителем русского языка, а позже завучем школы.

Вокально-инструментальный ансамбль. Закуплены инструменты, и ансамбль начал работу.

Трудовая бригада старшеклассников работала под руководством учителя технического труда Сергея Петровича Дзюбенко. Ребята ремонтировали школьную мебель, изготовляли стенды для классов.

Школьное радио и радиокружок. Его также вел Сергей Петрович Дзюбенко.

Появился кабинет домоводства, в нём работала учитель труда, Мария Николаевна Газина. Приобретены швейные машинки для девочек.

Команда гимнастов школы под руководством Веры Васильевны Новосельцевой занимала все призовые места в городе в течение нескольких лет.

 

ПЕТРОВА Галина Феофановна

1974—1984

ЖИЗНЬ ШКОЛЫ:

Основное внимание уделялось кабинетам. Отличными кабинетами были следующие:

- кабинеты русского языка Веры Тимофеевны Баутиной, Софии Николаевны Кагорлицкой, Людмилы Ивановны Степыгиной, Надежды Владимировны Пчельниковой;

- кабинеты математики Елены Александровны Богдановой; Воли Ивановны Воронцовой;

- кабинет биологии Лидии Александровны Егошиной.

 

В 1975 году была начата работа по созданию школьного музея имени Марины Михайловны Расковой.

Руководство взяла на себя Воля Ивановна Воронцова. Ей помогала комиссар полка Лина Яковлевна Елисеева.

Налажена связь с ветеранами полков, которые возглавляла в годы Великой Отечественной войны М. Раскова.

Состоялись поездки совета музея в Москву, в Саратов и другие места, связанные с поисковой работой.

 

Были налажены шефские связи с воинской частью и с заводом 335.

Шефы помогали в ремонте школы, оснащении кабинета труда, замене освещения в спортзале.

 

Хорошо работали старшие вожатые: Шарова Алла Васильевна, Лебедева Ирина Петровна, Мигунова Ирина Борисовна, Лена Кучумова, Лариса Марковина.

Запомнилась работа школьной администрации с депутатами г. Пушкина, курировавшими и закрепленными за нашим микрорайоном по созданию клуба «Товарищ».

Первым его создателем и руководителем был учитель труда Степан Ананьевич Овчарук, создатель столярной и слесарной мастерских, спортивных секций внеклассной работы в школе.

 

ХМЕЛЕВА Екатерина Ивановна

1984—2003

ЖИЗНЬ ШКОЛЫ:

С 1989 года школа стала средней, а с 1991 года получила статус школы с углубленным изучением предметов эстетического цикла.

 

Основная цель — создание такой воспитательной системы школы, которая обеспечивала бы развитие творческой личности, способной к культуросообразному самоопределению в современном мире.

В школе работают четыре творческих педагогических лаборатории:

- «Дифференцированный подход к обучению и воспитанию» - руководитель Светлана Георгиевна Фаворова.

- «Проблемы педагогики сотрудничества» - руководитель Елена Алексеевна Бердичевская.

- «Проблемы эстетического цикла» - руководитель Наталья Васильевна Прохорова.

- «Проблемы интеграции учебных дисциплин в школе с углубленным изучением предметов эстетического цикла» - руководитель Людмила Сергеевна Бабенко.

 

Под руководством Е. И. Хмелевой в школе был создан благоприятный психологический климат и достаточно комфортные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Стиль управления — демократический, ориентирующий коллектив на доверительные отношения и критическое самооценивание собственной деятельности.

Создана внутришкольная система профессионального творческого роста педагогов по направлениям:

- психолого-педагогические проблемы процесса профессиональной подготовки учителя;

- методология педагогического проектирования;

- содержание образования и педагогические технологии в современной школе.

 

Статус школы определил и работу над портретом выпускника.

Коллектив школы изучил и принял методику Игоря Петровича Иванова «Общей заботы».

Хорошее знание детей и их родителей, уважительное отношение к личности каждого из них, бережное отношение и развитие школьных традиций дали возможность школе добиваться успехов в обучении и воспитании детей на уровне района, города и России. Школа стала победителем сначала городских конкурсов моделей ученического самоуправления и воспитательных систем образовательных учреждений, а затем победителем I Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления и победителем II Всероссийского конкурса воспитательных систем общеобразовательных учреждений.

 

МАРШЕННИКОВА Маргарита Васильевна

2003—2011

ЖИЗНЬ ШКОЛЫ:

Сторонник идей толерантности, демократии, справедливости и уважения к детям.

Новое виденье школы:

- Школа-комплекс с подразделением для детей-инвалидов НИДОИ имени Турнера. Начальник подразделения Марина Николаевна Тихонова.

- Школа переходит на предпрофильное обучение для учащихся 9-х классов и на профильное - с 10-х классов.

- Участие в проектах:

- российско-норвежская программа «Помоги ребенку»,

- российско-норвежская программа по экологии «Чистый город».

 

ЕФИМОВА Нина Витальевна

2011—2017

ЖИЗНЬ ШКОЛЫ:

 

МИТРОФАНОВА Ольга Валерьевна

С 2018 года

ЖИЗНЬ ШКОЛЫ:

Официальный сайт школы № 409, создано в 2020 году. Создать бесплатный сайт с uCoz

.